ФАЙЛЫ

 

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области

_______________ М.А. Мазаева

«       » ___________  2016 г.

 

РАССМОТРЕНО

Советом Центра

Протокол  от  17.11.2016 № 02

 

 

 

 

Утверждаю

Директор  ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям

________________    Л.И._Ткаченко 

 « 17»  ноября       2016 г.

 

 

Программа развития

государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области

центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

                            « Большелогский центр помощи детям»

на 2016-2018 годы

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2016 год

 

 

1.

2.

Введение

Паспорт Программы

 

 

3.

Анализ текущего состояния развития центра

 

4.

Основные направления реализации программы

 

 

4.1 Управление учреждением

 

 

4.2 Материально-техническая база

 

 

4.3 Организация комфортного пребывания воспитанников в Центре помощи

 

 

 

4.4 Воспитательная работа и социализация личности

4.5 Содержание образовательной деятельности и ее учебно-методическое обеспечение

 

 

 

4.6 Психологическая помощь воспитанникам

4.7 Работа с замещающими семьями

 

 

 

5.

4.8  Постинтернатное сопровождение

4.9 Социальное партнерство

План мероприятий по реализации Программы

 

 

6

7.

Финансовое обеспечение реализации программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

 

8.

Целевые индикаторы и  показатели реализации Программы развития  на 2016 – 2018 г.г.

 

 

 

  1. Введение

 

Программа развития государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Большелогский центр помощи детям (далее – Центр помощи) на период 2016-2018 г.г. – документ, определяющий концепцию, стратегию и тактику развития учреждения. 

Программа разработана в соответствии с документами:

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»,

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ),

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ),

Федеральный закон от 16.04.2001 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.03.2015 № 23-ФЗ),

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016),

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016), Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016),

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468);

Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»,

Областной закон от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (в ред. от 18.12.2015 № 470-ЗС),

Областной закон от 20.10.2005 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности содержания в приемных семьях» (в ред. от 16.12.2015 № 460-ЗС),

постановление Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Программа развития составлена в русле ключевых задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, а именно:

обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот;

организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;

реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями региона;

создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.

Целью разработки Программы является определение на период 2016 – 2018 г.г. системы стратегических приоритетов, задач и путей развития Центра помощи, направленных на оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, членам их семей, гражданам, имеющим желание составить замещающие семьи, в соответствии с политикой Российской Федерации и Ростовской области в сфере социального обслуживания населения.

В соответствии с этой целью проведён анализ текущего состояния развития Центра помощи и показателей его рейтинга, на основе которых определены значимые факторы для стратегического планирования деятельности Центра помощи.

Сформулирована миссия учреждения и стратегические задачи развития Центра помощи; определены концептуальные основы развития; запланированы программные мероприятия, направленные на обеспечение развития учреждения; выработаны механизмы реализации Программы.

Актуальность Программы развития обусловлена тем, что она позволит:

- эффективно организовать процесс психолого-педагогической коррекции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- повысить уровень воспитанности и социализации детей, оставшихся без попечения родителей;

- расширить контингент граждан России, выразивших готовность взять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

- значительно снизить риск возвратов детей из семей, взявших их на воспитание;

- в экономическом аспекте Программа будет способствовать развитию материально-технического обеспечения деятельности учреждения, поэтапному системному обновлению учебно-материальной и методической базы Центра помощи.

Программа ориентирована на ожидаемые конечные результаты развития Центра помощи и показатели социально-экономической эффективности его деятельности в интересах населения г. Аксая, Аксайского района и Ростовской области.

 

  1. Паспорт программы развития
    государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей

на период с 2016 по 2018 г.г.

Наименование Программы

Программа развития Центра помощи на 2016-2018 годы

Основания для разработки Программы

 

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»,

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ), Федеральный закон от 16.04.2001 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 08.03.2015 № 23-ФЗ), Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016), 

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016),

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 02.06.2016),

Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»,

Областной закон от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (в ред. от 18.12.2015 № 470-ЗС),

Областной закон от 20.10.2005 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности содержания в приемных семьях» (в ред. от 16.12.2015 № 460-ЗС), постановление Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Государственный заказчик

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Разработчик Программы

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Большелогский центр помощи детям

Миссия

Сохраняя традиции и принимая инновации, Центр помощи реализует государственные гарантии по соблюдению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает их достойное содержание, уход и заботу, осуществляет воспитательные и психокоррекционные функции, оказывает необходимую помощь взрослым гражданам по установлению контактов с детьми.

Стратегическая цель

Через возрождение ребенка, оставшегося без попечения родителей – к счастливой жизни в семье и успешному будущему.

Цели Программы

Оптимизировать работу Центра помощи с целью повышения эффективности оказания  услуг психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и создания условий для устойчивого функционирования и развития учреждения путём  совершенствования организации работы по направлениям  психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения.

Повышать качество  и расширять диапазон оказываемой индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи.

Задачи Программы

- оптимизация процесса психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-  создание условий для обеспечения повышения качества оказываемых услуг;

- расширение содержания деятельности, увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонным к поведенческим рискам и др.);

- осуществление преемственности и сотрудничества между  структурными подразделениями Центра;

-  разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения, создание условий для  внедрения инноваций  в  образовательную деятельность Центра помощи;

-  психологизация деятельности учреждения;

-  совершенствование работы с родителями путём внедрения новых форм и методов работы;

-  реализация системы мер, способствующих профессиональному и личностному росту педагогических кадров;

- организация взаимодействия с негосударственными организациями и гражданами, осуществляющими благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,  включая организацию подготовки и обучения добровольцев;

- повышение эффективности использования учебно-материальной базы Центра помощи;

-  расширение номенклатуры реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации личности воспитанников;

-  укрепление материально-технической базы с использованием различных источников финансирования;

- создание необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей, включая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, по семейному типу;

- формирование современной системы оценки качества работы Центра помощи на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

-  совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

-  стимулирование развития творческого и инновационного потенциала педагогических работников.

Сроки реализации Программы

2016 – 2018 г.г.

Источники финансирования

Средства областного бюджета

Средства от внебюджетной деятельности

Средства социальных партнёров

Средства от пожертвования физических и юридических лиц

Целевые индикаторы

1. Доля воспитанников, устроенных в семьи граждан в текущем году, от среднегодового количества воспитанников организации.

2. Доля воспитанников, возвращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, от среднегодового количества воспитанников организации.

3. Доля воспитанников, временно передаваемых в семьи граждан РФ, от среднегодового количества воспитанников организации.

4. Доля воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в детском доме, от среднегодового количества воспитанников организации.

5. Доля воспитанников, получающих алименты, от общего количества воспитанников организации, имеющих право на их получение.

6. Доля самовольных уходов воспитанников от среднегодового количества воспитанников организации.

7. Доля правонарушений, совершенных воспитанниками, от среднегодового количества воспитанников организации.

8. Доля воспитанников, получающих в текущем учебном году среднее (полное) общее образование, от количества воспитанников организации, обучающихся в прошлом учебном году в 9 классе (Доля воспитанников, обучавшихся по программам специального (коррекционного) образования, показавших на конец учебного года положительную динамику к общему количеству воспитанников организации).

9. Удельный вес выпускников, поступивших в организации высшего профессионального образования, от количества выпускников организации текущего года (Удельный вес выпускников, перешедших в образовательные организации).

10. Доля воспитанников, жизни и здоровью которых причинен вред в результате действий (бездействия) администрации и работников организации, от среднегодового количества воспитанников организации.

11. Доля воспитанников организации, получивших плановое лечение в текущем году, согласно рекомендациям диспансеризации, к общему количеству воспитанников организации, нуждающихся в плановом лечении.

12. Отсутствие просроченной необоснованной кредиторской и (или) дебиторской задолженности.

13. Уровень освоения бюджетных ассигнований.

14. Отсутствие по организации жалоб, представлений прокуратуры.

15. Доля педагогических работников организации, прошедших переподготовку и повышение квалификации в текущем году, от количества педработников организации, подлежащих повышению квалификации и переподготовке.

16. Доля педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, от общего количества педработников организации.

17. Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, от общего количества педработников организации.

18. Доля педагогических работников – победителей и призеров конкурсов уровня не ниже областного от общего количества педработников организации.

19. Доля воспитанников, занявших призовые места (I – III), в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и олимпиадах не ниже областного уровня (от среднегодового количества воспитанников организации).

20.Отсутствие невыполненных предписаний органов Госпожнадзора при наличии возможности их выполнения.

21. Выполнение в полном объеме особо контролируемых противопожарных и антитеррористических мероприятий, установленных приказом минобразования Ростовской области.

22. Отсутствие невыполненных предписаний органов Роспотребнадзора.

23. Отсутствие неустраненных на конец отчетного года финансовых нарушений, выявленных проверками контролирующих органов.

24. Количество видов лицензированной медицинской деятельности (услуг).

25. Средняя продолжительность пребывания воспитанников в организации.

26. Является ли организация экспериментальной, апробационной или пилотной площадкой.

27. Наличие публичного отчета руководителя организации.

28. Наличие собственного регулярно обновляемого сайта учреждения, соответствующего требованиям приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785.

29. Проведение на базе организации зональных, областных семинаров-совещаний, конкурсов, фестивалей и т.д.

30. Количество публикаций о деятельности организации на официальном сайте минобразования Ростовской области.

Ожидаемые результаты Программы:

Повышение качества реализуемых дополнительных общеразвивающих программ; повышение эффективности воспитательного процесса; повышение профессионализма сотрудников Центра помощи; наращивание потенциала социального партнерства, удовлетворение населения качественными услугами; повышение эффективности использования бюджетных средств; совершенствование материально-технической базы Центра помощи

Механизм реализации, контроль за исполнением Программы

Администрация Центра развития является основным исполнителем Программы,  обеспечивает целенаправленное и эффективное использование финансовых средств, кадровых ресурсов, осуществляет координацию действий исполнителей Программы и контроль за ее исполнением.

Кроме администрации Центра помощи, контроль осуществляют: совет учреждения, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, контролирующие и надзорные органы.

Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на заседании вышеперечисленных органов управления.

В ходе реализации Программы ежегодно анализируется и корректируется результативность деятельности учреждения по реализации поставленных задач.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

Корректировка Программы осуществляется ежегодно, все изменения утверждаются на заседании Педагогического совета.

Мониторинг

реализации

Программы

  • Ежегодная информация о ходе выполнения программы представляется на расширенном Совете учреждения;
  • ежегодное размещение публичного доклада на сайте Центра помощи;
  • ежемесячное обсуждение итогов на совещаниях при директоре.

 

                        

  1. Анализ текущего состояния развития государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

                             «Большелогский центр помощи детям

 

Развитие Центра помощи в последние годы осуществлялось на основе выполнения целей и задач Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы».

В Большелогскорм центре помощи детям разработан и успешно  реализуется инновационный проект «Формирование социальной компетентности воспитанников в межсетевой модели социального партнерства»

        Педагогический коллектив принял участие в обучающих семинарах Ростовской области, Ставропольского края, г. Москва:  «Актуальные вопросы реформирования сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,  «Актуальные вопросы профилактики детского суицида», «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в системе образования: Актуальные проблемы, пути решения», «Профилактика социального сиротства», «Семейное устройство детей, оставшихся без попечения без попечения родителей», «Разработка и внедрение технологий внедрения социализации воспитанников организаций для детей сирот и сопровождение выпускников таких организаций», «Лучшие практики работы специалистов с подростками-сиротами в госучреждениях и приемных семьях для повышения качества жизни молодых людей» 

 

Предметом деятельности и целями создания Центра помощи является оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Ростовской области, предусмотренных подпунктом 13.1 пункта 2 статьи 26.3. и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в сфере образования, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность Центра строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета, общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

Целью деятельности Центра является реализация государственной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей, реализация государственной политики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными задачами Центра являются:

  • прием, уход, временное содержание детей и содействие в их дальнейшем устройстве;
  • психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, включая психологическую помощь детям, возвращенным в Центр после устройства на воспитание в семью;
  • организация образовательной деятельности посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • постинтернатное сопровождение выпускников;
  • социально-правовая помощь детям в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся на социальном обслуживании в Центре.
  • сопровождение замещающих семей.

В Центре помощи создаются условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

 

Перечень основных видов деятельности Центра помощи включает следующие:

1.   Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

2.   Прием и содержание воспитанников на период обучения или до их устройства на воспитание в семью.

3.   Надзор и надлежащий уход за воспитанниками, обеспечение им безопасных условий проживания и предоставление социальных услуг с учетом возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья.

4.   Осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении воспитанников, принятых в учреждение, в том числе защита их прав и законных интересов.

5.   Деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав воспитанников, защита их законных прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

6.   Консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

7.   Организация содействия в дальнейшем устройстве воспитанников на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или учреждением, наделенным полномочием по такой подготовке.

8.   Организация и проведение информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) воспитанника, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами.

9.  Подготовка воспитанников к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство).

10. Подбор граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями воспитанников либо принять их в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации, формах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11.  Психолого-медико-педагогическая реабилитация воспитанников, в том числе реализация мероприятий по оказанию им помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи несовершеннолетним, возвращенным в учреждение после устройства на воспитание в семью.

12.  Создание условий доступности получения воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья услуг, предоставляемых учреждением.

13.  Осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического, нервно-психического и социально-личностного развития воспитанников.

14.  Медицинское обслуживание воспитанников в соответствии с действующим законодательством.

15.  Оказание воспитанникам квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии.

16. Организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического, противопожарного режимов, режима дня, двигательного режима воспитанников.

17. Организация отдыха и оздоровления воспитанников.

18. Выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19.  Предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества воспитанника и об управлении таким имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Ведение в установленном порядке личных дел воспитанников.

21. Оказание консультативной (психологической, педагогической, медицинской, юридической, социальной) и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) несовершеннолетнего.

22.  Оказание консультативной (психологической, педагогической, юридической, социальной) и иной помощи лицам из числа воспитанников, завершивших пребывание в учреждении, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

К неосновным видам деятельности Центра помощи относятся:

1.   Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.

2.   Организация и проведение семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, олимпиад, концертов и выставок, в том числе международных с участием специалистов России и зарубежных стран.

3.   Разработка и издание методических материалов (буклетов, брошюр, сборников, плакатов и т.д.), апробация и внедрение инновационных программ

4.   Проведение образовательных, культурных, спортивных, оздоровительных и иных мероприятий для несовершеннолетних и семей с детьми.

5.   Реализация сувенирной продукции, изготовленной учреждением.

В соответствии  с основными направлениями  Центр помощи  оказывает следующие виды социальных услуг: социально – бытовые,  социально – медицинские, социально – психологические, социально – педагогические, социально – экономические, социально – правовые услуги.

 

В Центре помощи созданы и работают следующие структурные подразделения:

  • образовательное отделение,
  • отделение социально-правовой помощи,
  • отделение семейно-воспитательных групп,
  • отделение диагностики, психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
  • отделение постинтернатного сопровождения выпускников,
  • отделение групп длительного пребывания.

 

В Центре помощи сформирован высокопрофессиональный педагогический коллектив, широко использующий современные образовательные технологии, компьютерные программно-аппаратные комплексы и тренажеры.

Кабинеты Центра помощи оснащены современным оборудованием, в том числе реабилитационным и спортивным.

 В учреждении оборудованы и полноценно функционируют комната психологической разгрузки, тренажёрный зал, танцевальный класс, медицинский блок, детский оздоровительный комплекс с игровыми площадками и установленным спортивным оборудованием.   

           Произведена перепланировка помещений под 3 квартиры с проживанием по 8 воспитанников и одну квартиру -  под «социальную гостиницу» для выпускников учреждения.

           Помещения, в которых размещаются воспитательные группы, оборудованы по квартирному типу,  включают в себя соответствующим образом   жилые комнаты, помещения для отдыха, игр, занятий, приема пищи, санузлы, гардеробные и  бытовые помещения.  

         В каждой квартире расположены:

         кухня, оснащенная кухонным мебельным гарнитуром, холодильником, микроволновкой, кухонной посудой, стиральной машиной;  

        спальная комната, рассчитанная на двух и трех человек, с учетом принципа семейственности, степени родства и полоролевого распределения

        комната для выполнения заданий и школьных уроков –  столы, стулья,

уч. полки со школьными принадлежностями;  

       гостиная  – телевизор, мягкая мебель, игрушки.

       К группам прилегают гардеробные комнаты, оснащённые стеллажами для хранения одежды, шкафами для хранения обуви, портфелей и мягкого семейного инвентаря.

      В каждом спальном блоке расположен санитарный узел вместе с душем (согласно планировке здания).

     

Работа Центра помощи и его специалистов отмечена рядом наград: Педагогический коллектив во главе с директором  являются победителями Всероссийского творческого конкурса «Социально-педагогический проект» «Творчество» -  2 место, Социально-педагогический проект «Патриотическое воспитание, толерантность и общество» - 1 место, Социально-педагогический проект «Горизонты будущего» - 2 место, кроме этого награждены:    Благодарственным письмом Ростовского регионального отделения Союза писателей России,  почетными грамотами министерства образования и науки Российской Федерации и  министерства общего и профессионального  образования  Ростовской области.  

 

Основным достижением Центра помощи является дальнейшее жизнеустройство выпускников. Из 50 выпускников учреждения, состоящих на постинтернатном сопровождении, продолжают обучение в ВУЗАХ, после среднего профессионального образования - 2 чел (4%) (Медицинский университет,  Мелиоративная академия, г. Новочеркасск), получают высшее профессиональное образование – 3 чел (6,0 %), (в Южном Федеральном университете, Донском государственном техническом университете, Ростовском государственном педагогическом институте,),   15 воспитанников   (30, 0 %) обучаются  в профессиональных образовательных организациях (Агротехнолочический техникум, г. Семикаракорск, колледж промышленных тенологий и управления, г.Новочеркасск,, геолого-разведочный техникум,          г. Новочеркасск,  колледж информатизации и управления, г. Ростов-на-Дону, Автотранспортный техникум г. Ростов-на-Дону, Технологический техникум г.Аксай), 14 воспитанников (28%) создали свои семьи, трудоустроены 25 воспитанников (50%), заняты на временных работах – 4 чел (8%),   что свидетельствует о результативности реализации воспитательной системы учреждения.

Многие из выпускников Центра помощи состоялись как достойные граждане. Среди бывших воспитанников - медики и педагоги, повара,    строители, рабочие, водители, парикмахеры, представители правоохранительных органов.

Система менеджмента качества Центра помощи представляет собой внутреннюю систему управления образовательной, воспитательной и методической деятельностью.

Показатели рейтинга учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Доля воспитанников, устроенных в семьи граждан в текущем году, от среднегодового количества воспитанников организации.

2. Доля воспитанников, возвращенных родителям, восстановленным в родительских правах, или родителям, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, от среднегодового количества воспитанников организации.

3. Доля воспитанников, временно передаваемых в семьи граждан РФ, от среднегодового количества воспитанников организации.

4. Доля воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, находящихся в детском доме, от среднегодового количества воспитанников организации.

5. Доля воспитанников, получающих алименты, от общего количества воспитанников организации, имеющих право на их получение.

6. Доля самовольных уходов воспитанников от среднегодового количества воспитанников организации.

7. Доля правонарушений, совершенных воспитанниками, от среднегодового количества воспитанников организации.

8. Доля воспитанников, получающих в текущем учебном году среднее (полное) общее образование, от количества воспитанников организации, обучающихся в прошлом учебном году в 9 классе (Доля воспитанников, обучавшихся по программам специального (коррекционного) образования, показавших на конец учебного года положительную динамику к общему количеству воспитанников организации).

9. Удельный вес выпускников, поступивших в организации высшего профессионального образования, от количества выпускников организации текущего года (Удельный вес выпускников, перешедших в образовательные организации).

10. Доля воспитанников, жизни и здоровью которых причинен вред в результате действий (бездействия) администрации и работников организации, от среднегодового количества воспитанников организации.

11. Доля воспитанников организации, получивших плановое лечение в текущем году, согласно рекомендациям диспансеризации, к общему количеству воспитанников организации, нуждающихся в плановом лечении.

12. Отсутствие просроченной необоснованной кредиторской и (или) дебиторской задолженности.

13. Уровень освоения бюджетных ассигнований.

14. Отсутствие по организации жалоб, представлений прокуратуры.

15. Доля педагогических работников организации, прошедших переподготовку и повышение квалификации в текущем году, от количества педработников организации, подлежащих повышению квалификации и переподготовке.

16. Доля педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, от общего количества педработников организации.

17. Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, от общего количества педработников организации.

18. Доля педагогических работников – победителей и призеров конкурсов уровня не ниже областного от общего количества педработников организации.

19. Доля воспитанников, занявших призовые места (I – III), в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и олимпиадах не ниже областного уровня (от среднегодового количества воспитанников организации).

20. Отсутствие невыполненных предписаний органов Госпожнадзора при наличии возможности их выполнения.

21. Выполнение в полном объеме особо контролируемых противопожарных и антитеррористических мероприятий, установленных приказом минобразования Ростовской области.

22. Отсутствие невыполненных предписаний органов Роспотребнадзора.

23. Отсутствие неустраненных на конец отчетного года финансовых нарушений, выявленных проверками контролирующих органов.

24. Количество видов лицензированной медицинской деятельности (услуг).

25. Средняя продолжительность пребывания воспитанников в организации.

26. Является ли организация экспериментальной, апробационной или пилотной площадкой.

27. Наличие публичного отчета руководителя организации.

28. Наличие собственного регулярно обновляемого сайта учреждения, соответствующего требованиям приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785.

29. Проведение на базе организации зональных, областных семинаров-совещаний, конкурсов, фестивалей и т.д.

30. Количество публикаций о деятельности организации на официальном сайте минобразования Ростовской области.

 

 

 

     

 

 

4. Основные направления реализации программы развития

4.1. Управление учреждением

 

Цель: профессиональный рост работников Центра помощи, качественные изменения в кадровом составе учреждения.

     Задачи:

  • обеспечение соответствия уровня личностно-профессиональной компетентности педагогических кадров основным задачам Центра помощи;
  • создание условий для повышения квалификации педагогических и руководящих работников Центра помощи;
  • усиление практической направленности обучения сотрудников;
  • развитие научно-методических деятельности специалистов Центра по основным направлениям работы.

Основные направления:

  • подготовка и переподготовка педагогических и руководящих кадров;
  • обновление преподавательского состава, привлечение молодых специалистов, выпускников вузов к работе в учреждении;

- привлечение высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт практической деятельности по направлениям работы Центра помощи;

- развитие опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности сотрудников; организация участия специалистов Центра помощи в профессиональных конкурсах и смотрах, научно-практических конференциях  различных уровней, подготовка к публикации учебно-методических материалов, авторами которых являются сотрудники Центра помощи;

- организация на системной основе проведения обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми, с использованием ресурсов образовательных учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений, а также лучшего опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих инновационные программы  воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей;

- разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с сотрудниками;

- организация психолого-педагогической поддержки работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их консультирования по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

 

-  постоянный рост уровня личностно-профессиональной компетентности педагогических кадров;

-  развитие научно-методической деятельности специалистов Центра по основным направлениям работы;

-  компьютеризация и информатизация управления Центром помощи детям, совершенствование воспитательного и реабилитационного  процесса в учреждении.

 

4.2. Материально-техническая база

 

Материальное обеспечение детей, находящихся в Центре, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставления им за время пребывания в Центре бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного проживания, медицинского обслуживания и образования.

Цель: создание условий для обеспечения выполнения уставных задач учреждения.

Задача: обеспечение планомерного развития материально-технической базы Центра развития.

Основные направления:

  • обновление устаревшего материально-технического оборудования;
  • приобретение и установка современного реабилитационного, медицинского и спортивного оборудования;
  • обеспечение воспитанников в соответствии с возрастом и особенностями развития развивающим, обучающим, игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, издательской продукцией, мебелью, техническими и аудиовизуальными средствами воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации;
  • предоставление возможности детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате или в других помещениях, отведенных для проживания групп, а также их сохранность;
  • приобретение личных вещей для детей по возможности с их участием;
  • компьютеризация и информатизация управления Центром и образовательного процесса.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

  • оснащение Центра помощи детям современным реабилитационным, медицинским и спортивным оборудованием в соответствии с возрастом и особенностями развития воспитанников;
  • удовлетворение потребностей воспитанников в доступном и качественном воспитании;
  • создание условий проживания, приближенные к домашним.

 

 

 

 

4.3. Организация комфортного пребывания воспитанников в Центре помощи

 

Цель: успешная адаптация и социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения, соблюдение прав и законных интересов воспитанников.

Задачи:

- сохранение и укрепление здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения,

- соблюдение режима пребывания воспитанников в учреждении;

- контроль за документальным сопровождением и действиями сотрудников в целях недопущения нарушений прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные направления:

-  организация воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, режима дня, а также общественно полезного труда и отдыха, составление и выполнение плана воспитательной работы с учетом круглосуточного пребывания детей в Центре и участия детей в проведении мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей;

-  организация питания детей в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья;

-  соблюдение установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для детей факторов среды обитания, условий деятельности Центра, используемую территорию, здание, строения, помещений, оборудования и транспортных средств;

- содействие формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в детском учреждении;

- организация отдыха и оздоровления детей в соответствии с планом, утверждаемым директором Центра, включающем познавательные, культурно-развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на интеллектуальное, эмоциональное, духовное нравственное и физическое развитие детей;

- обеспечение комфортных условий для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка, в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами;

- обеспечение условий для общения детей с родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случае и порядке, установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.) с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка Центра и безопасности детей, как на территории Центра, так и за ее пределами.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе жить и воспитываться в семье, Центром составляется индивидуальный план (дорожная карта) развития и жизнеустройства ребенка, который составляется специалистами Центра и пересматривается не реже одного раза в квартал.

В случае помещения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, Центр обеспечивает его направление на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выдается заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

- создание всех необходимых условий для успешной адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения;

- организация воспитательного процесса, направленного на интеллектуальное, эмоциональное, духовное нравственное и физическое развитие детей;

- развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации прав и законных интересов воспитанников  жить и воспитываться в семье.

 

4.4.Воспитательная работа и социализация личности

 

Цель: Развитие и воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, всесторонне и гармонично развитой личностью на основе современных идей, адекватных новым условиям российской ментальности, семейным, национальным, общероссийским и региональным культурным традициям.

Центр помощи является социальным институтом воспитания, обновления воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический, системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.

Задачи:

- формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие воспитанников путем внедрения в работу новых воспитывающих систем;

- совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

- поддерживать и направлять развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, подготовка её к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению;

- воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества; способствовать вовлечению детей в деятельность социально-значимых творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерское движение;

- развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень воспитанников через развитие сети кружков, клубов по интересам, спортивных секций;

- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, стремления к здоровому образу жизни;

- развивать способность осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей;

- проводить профилактику межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами, правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, формировать у детей неприятие различных форм насилия, проявлений терроризма и экстремизма, не допускать вовлечение воспитанников в деятельность радикальных и экстремистски настроенных групп и террористических организаций;

  •  приобщать воспитанников к культурным ценностям, воспитывать культуру общения;
  •  создавать условия для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки;

-  привлекать воспитанников к планированию общественной жизни;

- создавать условия для участия семьи и общественности в развитии общественной системы самоуправления учреждения;

- осуществлять подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, формировать умения адаптироваться в современном мире, найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить;

-  признавать и развивать принцип главенства семьи в вопросах воспитания, авторитет родителей и их преимущественное право перед всеми иными лицами на воспитание и обучение детей.

Основные направления воспитательной работы:

·      духовно-нравственное,

·      художественно-эстетическое,

·      патриотическое,

·      трудовое,

·      профессиональное самоопределение,

·      правовое воспитание, профилактика бродяжничества, безнадзорности, правонарушений,

·      воспитание здорового образа жизни.

Формы работы:

  •  участие в массовых мероприятиях,
  •  групповые беседы, диспуты, обсуждения, встречи с представителями власти, известными людьми,
  •  проектная деятельность, выполнение индивидуальных поручений,
  •  индивидуальные беседы, консультации со специалистами,
  •  занятия в секциях, кружках 

-  часы общения,

-  правовой лекторий,

-  дни профилактики.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений педагогической науки, предусматривающих культурно-исторический, системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей, оставшихся без попечения родителей;

- совершенствование технологий подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, формирования социальной адаптации в современном быстро меняющемся мире, профессионального самоопределения и успешной творческой самореализации.

 

4.5. Содержание образовательной деятельности

и ее учебно-методическое обеспечение

 

Цель: формирование у детей и взрослых когнитивной основы для выполнения уставных задач Центра помощи.

Задачи:

-  реализация дополнительных общеобразовательных программ различных уровней и направленностей: технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной;

-  использование ресурсов дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству, технике и спорту;

- активное внедрение в учебный процесс инноваций и ориентация на инновационную деятельность; освоение новых технологий обучения;

-  осуществление образовательного процесса на основе проектной деятельности;

- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности, индивидуализации и качества системы образования в целом;

  •  обновление и реализация содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства, совершенствование применяемых образовательных ресурсов и технологий с учётом изменения требований, использование инновационных образовательных технологий, современных форм и методов обучения на базе информационных технологий;
  •  повышение доступности дополнительного образования для каждого;

-  осуществление образовательного процесса и проведение массовых мероприятий с учётом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;

-  проведение массовой, учебно-методической, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы, консалтинга, направленных на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих общеобразовательные программы дополнительного образования.

Образовательный процесс в Центре помощи осуществляется по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам:

  • дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы художественно-эстетической направленности,
  • дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы физкультурно-спортивной направленности,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа хореографического   кружка «Росинка»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программы   вокального кружка «Росинка»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) «Программа сопровождения и жизнеустройства воспитанников  в семьи граждан»  
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Программа воспитания «Компьютерные игры»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Программа социально-педагогической поддержки ребенка в процессе передачи в принимающую семью «Счастливый ребенок»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Программа медико-психологического и педагогического сопровождения замещающих семей»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «постинтернатного сопровождения выпускников»,
  • дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа 

«Самоопределения воспитанников ГКУСО РО Большелогсклго центра помощи детям как основа их профессиональной ориентации»

  •  «Программа по сопровождению замещающих семей».  

Программы разработаны в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

Реализация программ основана на следующих принципах:

  • принцип приоритета интересов детей и их защита государством на основе нормативно-правовой базы (Конвенция ООН о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);
  • принцип вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, доступности глобального знания и информации для каждого,
  • принцип адаптивности к возникающим изменениям, обеспечения равных возможностей для всех групп детей и взрослых,
  • принцип гармонии – создание гармоничных детско-родительских взаимоотношений в семье с учетом взаимовлияния личностей родителей и детей друг на друга;
  • принцип добровольности, свободного личностного выбора деятельности, инициативы и самостоятельности ребенка,
  • ценностный – в процессе реабилитации и восстановления кровной кризисной семьи – становление новой  системы ценностей (личностных, семейных, общественных);
  • принцип доступности – информирование кровных родителей об особенностях личности их ребенка, потребностей в его развитии, обучении и воспитании;
  • принцип детерминации жизнедеятельности семьи прогнозирование градации или деградации всех участников  семейной системы.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

развитие и совершенствование ресурсов дополнительного персонального образования для мотивации личности ребенка-сироты к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству, технике и спорту;

- совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, профессионального мастерства педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на основе высокопрофессиональной организации консалтинга, учебно-методической, массовой, организационно-методической, информационно-методической, научно-методической работы.

 

4.6. Психологическая помощь воспитанникам

 

Цель: обеспечение психологического благополучия всех участников образовательного и воспитательного процесса, успешная социализация воспитанников, коррекция и предупреждение возникновения проблем в психологическом развитии воспитанников.

Задачи:

- психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса,

- оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей,  

- психокоррекционное воздействие в целях исправления негативных качеств личности, психологического оздоровления, гармоничного формирования личности воспитанников,

-  сохранение индивидуальности детей, развитие творческих способностей, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками,

         -   помощь ребёнку в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей, негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении), личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);

- предотвращение социальной дезадаптации, профилактика проблем негативных взаимоотношений ребёнка с обществом, с коллективом сверстников, создание благоприятного психологического климата в группах;

-  формирование у воспитанников и педагогических работников потребность в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Основные направления деятельности:

коррекционно-развивающее,

социально-педагогическое,

научно-методическое,

психологическая профилактика,

культурно-просветительское,

организационно-управленческая деятельность.

Психологическая помощь в Центре оказывается безвозмездно воспитанникам,   родителям (законным представителям), в том числе, потенциальным родителям (членам замещающих семей), педагогическим работникам.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях объединения, организации.

Формы работы:

-  индивидуальные и групповые развивающие занятия, игры, тренинги, беседы,

-  семинары для сотрудников,

-  разработка и реализация психокоррекционных программ для компенсации неблагополучного опыта и обстоятельств жизни детей, оставшихся без попечения родителей, а также способствующих гармоничному формированию их личности,

-  разработка конкретных рекомендаций по вопросам воспитания, образования и развития воспитанников для других сотрудников Центра помощи и родителей (законных представителей),

-  профессиональное совершенствование деятельности педагога-психолога:  разработка конспектов мероприятий, пополнение дидактического материала, расширение диапазона применяемых диагностических методик, выполнение различных психологических исследований научного характера и др.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

 

Приобретение и освоение психодиагностических методик в электронном виде.

Прохождение курсовой подготовки по темам: «Педагог-психолог в социальном учреждении», «Сопровождение замещающих семей», «Постинтернатное сопровождение».

 

4.7. Работа с замещающими семьями

 

Цели:

  • содействие успешной адаптации детей в замещающих семьях;
  • предотвращение отказа от приёмных детей;
  • предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Основные задачи:  

  • создание условий, максимально отвечающим интересам ребенка;
  • помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);
  • психологическая помощь и поддержка родителей;
  • формирование и развитие родительских навыков;
  • содействие семье в защите прав и интересов ребёнка с учётом его правового статуса.

Принципы психолого-социального сопровождения замещающих семей

Психолого-социальное сопровождение замещающих семей осуществляется в соответствии с технологией междисциплинарного ведения случая. Междисциплинарное ведение случая – это технология социальной работы, в соответствии с которой психолого-социальная и другие виды помощи осуществляются членами единой междисциплинарной команды, на основе составленного индивидуального плана сопровождения, для достижения целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав. В основе данной технологии лежат следующие принципы:

• комплексное сопровождение и работа в команде;

• профессионализм и высокая квалификация членов междисциплинарной команды;

• учёт потребностей и запросов семьи, приоритет интересов клиента;

• добровольность получения услуг;

• доступность помощи для клиента;

• последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;

• конфиденциальность информации о клиенте;

• активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие

собственного потенциала клиента;

• эффективный обмен информацией по ведению случая между специалистами;

• индивидуальная ответственность специалиста за случай;

• постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи;

• оптимизация распределения нагрузки между членами междисциплинарной

команды.

Основными направлениями помощи в рамках психолого-социального сопровождения замещающих семей являются: социально-правовая помощь, психологическая помощь, педагогическая помощь, медицинская помощь, включающие, в том числе:

• консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, усыновителя;

• консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье;

• содействие в защите прав и законных интересов ребёнка с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.,

• консультирование родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических трудностей ребёнка;

• консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;

• помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей и осознании своего опыта, который оказывает негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка;

• содействие пониманию родителями потребностей ребёнка;

• развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;

• психологическая поддержка замещающих родителей;

• помощь в разрешении семейных конфликтов и др.

Специалисты Центра помощи в своей работе исходят из того, что:

  • развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим;
  • предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица;
  • для ребенка важно наличие отношений «ребёнок – родитель»;
  •  ребёнку необходима стабильность отношений (любое перемещение является стрессом);
  •  каждая семья может и имеет право нуждаться в необходимой ей помощи;
  •  вмешательство в жизнь семьи должно строиться на союзе с родителями во имя безопасности  и развития ребенка, а не на союзе с ребёнком с целью защиты его от родителей;
  • всегда необходимо искать в семье позитивные стороны и ресурсы;
  •   методическая помощь семье: обучение членов семьи различным навыкам, индивидуальное консультирование.

Формы работы:

- групповые занятия,

- индивидуальные консультации,

- домашние визиты специалистов,

- клуб принимающих семей, группы взаимной поддержки для родителей,

- обучающие интерактивные семинары,

- совместные мероприятия с детьми, в том числе, праздничные встречи для родителей и детей, посвящённые Новому году, Дню матери и пр., выездные школы.

 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

-  комплексное сопровождении замещающих семей,  работа семейной гостиной и реабилитационного досуга;

-   профессиональный подход к потенциальным и приемным родителям, детям, оставшимся без попечения, кровным родственникам лишенным родительских прав, но желающим их восстановить свои права;

-  реализация модели социального сопровождения замещающей семьи, позволяющая организовать системную работу с замещающими семьями на любом этапе их существования;

-  качественная система организации подготовки и сопровождение замещающих семей;

 

4.8. Постинтернатное сопровождение

 

Цель: успешная адаптация и социализация детей, оставшихся без попечения родителей, в семье и обществе.

Основные задачи: 

обеспечение сопровождения воспитанников в условиях самостоятельного проживания (на дому);

содействие в получении профессионального образования и организации сопровождаемой трудовой деятельности;

нормализация жизни воспитанников с особенностями в развитии, ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, в качестве равноправного члена общества;

оказание помощи и поддержки семьям, в которых проживают лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды.

Основные направления: 

- оказание содействия в прохождении воспитанниками психологического, педагогического, социального, медицинского обследования, готовящихся к самостоятельному проживанию с целью изменения индивидуальной программы сопровождения;

- контроль за своевременной постановкой на квартирный учет граждан, подлежащих обеспечению жильем за счет средств областного бюджета, мониторинг качества жилья, приобретаемого для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения воспитанника, предусматривающей социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

- организация сопровождаемого проживания воспитанника посредством предоставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности;

- оказание содействия в трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реализация мероприятий по формированию среди населения позитивного образа детей, оставшихся без попечения родителей, и уважительного к ним отношения;

- проведение мониторинга соблюдения имущественных прав выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение условий для предоставления временного жилья выпускникам, не имеющим закрепленного жилого помещения, до предоставления им жилья по договорам социального найма, обеспечение сохранности закрепленного жилья и своевременной постановки нуждающихся в предоставлении жилого помещения на жилищный учет;

- привлечение общественных организаций и объединений, научных организаций, педагогических коллективов, отдельных граждан к участию в реализации мероприятий, направленных на социальную адаптацию и постинтернатное сопровождение выпускников Центра, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- систематический мониторинг качества социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников; рассмотрение наиболее сложных ситуаций и выработка предложений по их решению. 

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

- организация комплексной системы постинтернатного сопровождения выпускников;

- создание модели постинтернатного сопровождения выпускников;

-   успешная  интеграции выпускника в современном обществе.

- развитие инновационных форм социального партнерства для обеспечения успешной независимой самостоятельной жизни выпускников.

 

4.9. Социальное партнерство

Центр помощи осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Цель: использование ресурсов иных организаций для выполнения уставных задач Центра, переход на практико-ориентированную модель деятельности, привлечение внебюджетных средств.

Задачи:

  • определение учреждений и организаций, заинтересованных в совместной деятельности;
  • оказание консультативной и методической помощи работникам организаций, занимающихся вопросами сопровождения семей и детей, находящихся в социально опасном положении;
  • взаимодействие с гражданами и организациями в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
  • привлечение высококвалифицированных специалистов, волонтеров для работы в учреждении;
  • привлечение социальных партнеров для обновления материально-технической базы учреждения на качественно новом уровне;

-повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Центра помощи;

 - организация трудоустройства воспитанников и кандидатов в замещающие  семьи на предприятиях и в организациях - социальных партнеров.

Основные направления:

  • заключение договоров и соглашений с социальными партнерами;
  • проведение совместных мероприятий;

- организация совместной деятельности;

  • привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнёров;
  • оказание Центром помощи исследовательских и консультационных услуг по запросам социальных партнеров;
  • расширение возможности трудоустройства воспитанников и членов их семей (в том числе – будущих).

Основные перспективы развития данного направления деятельности:

- качественное обновление материально-технической базы учреждения на современном уровне для успешного выполнения уставных задач учреждения;

- организация продуктивного взаимодействия с гражданами и организациями в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, поддержки и сопровождения замещающих семей, сопровождения и жизнеустройства выпускников из числа детей-сирот.

 

5.План мероприятий по реализации Программы

 

5.1 Направление   «Управление образовательным учреждением»

 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

За исполнение

1.

Оптимизация структуры Центра помощи и штатного расписания

  

Директор, заместители

директора

2.

Разработка плана повышения квалификации   работников Центра помощи

Ежегодно

 

Заместители директора,

инспектор по кадрам

3.

Корректировка должностных инструкций всех категорий работников в соответствии с действующим законодательством

Ежегодно

 

Директор,

специалист по кадрам

4.

Разработка новых и корректировка действующих нормативных локальных актов по основным вопросам организации деятельности

Ежегодно

 

Директор, заместители директора

5.

Переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации

 

Заместитель директора  

6.

Оптимизация внутренней системы менеджмента качества  

Ежегодно

 

Директор

7

Установление размера средней заработной платы преподавателей не ниже средней по области.

Ежегодно

 

Директор, главный бухгалтер.

                                                                                                                                 

5.2 Направление  «Материально-технической база»

 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

за исполнение

1.

Приобретение тренажеров, ТСО, специализированного оборудования    кабинетов и других помещений в соответствии для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ.

По этапам: до  

30.12.2017

30.12.2018

Директор, заместители

директора  

2.

Комплектование и развитие библиотечного фонда, включая фонд электронных пособий

До 30.12.2016

30.12.2017

30.12.2018

Заместитель директора  

3.

Замена компьютеров, оргтехники, выработавших свой технический ресурс

До  

30.12.2017

30.12.2018

Заместитель директора  

4.

Обеспечение содержания зданий в соответствии с требованиями социальных норм и нормативов.

До 30.12.2016

30.12.2017

30.12.2018

Директор,

Заместитель директора по АХР

5.

Проведение текущего ремонта зданий.

До 30.12.2016

30.12.2017

30.12.2018

Директор,

Заместитель директора по АХР

6.

Организация мероприятий по комплексной безопасности и охране труда на обьектах.

До 30.12.2016

30.12.2017

30.12.2018

Директор,

Заместитель директора по АХР

7

Комплектование физиотерапевтической аппаратуры

До

30.12.2019

Директор,

Заместитель директора по АХР

8

Приобретение музыкального оборудования

До 30.12.2018

Директор,

Заместитель директора по АХР

 

5.3. Направление  «Содержание образовательной деятельности и его учебно-методическое обеспечение»

 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

за исполнение

 1.

 

 

 

 

Разработка и корректировка дополнительных общеобразовательных программ

Ежегодно

до 01.09

Директор, заместители

Директора, ответственные специалисты

2.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В течение

всего периода

Заместители

директора  

3.

Мониторинг реализации дополнительных общеобразовательных программ,  корректировка учебно-программной документации по результатам мониторинга

В течение

всего периода

Заместители

директора  

4.

Создание информационно-образовательных ресурсов для обеспечения учебного процесса

В течение

всего периода

Заместители директора

 

5.

Разработка и применение в образовательном процессе учебных и учебно-методических пособий, в т.ч. электронных

В течение

всего периода

Заместители директора

 

6.

Проведение постоянно действующего методического семинара для сотрудников

В течение

всего периода

Заместители директора

 

 

 

 

5.4. Направление «Воспитательная работе и социализация личности»

 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

за исполнение

1.

Разработка программы «Воспитание семейных ценностей»

 

Заместитель директора  

2.

Формирование органа детского самоуправления

В течение

всего периода

Заместитель директора  

3.

Организация участия воспитанников в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни

В течение

всего периода

 Заместитель директора 

4.

Организация участия воспитанников в мероприятиях, направленных на формирование духовно-нравственной основы

В течение

всего периода

Заместитель директора  

5.

Организация участия воспитанников в мероприятиях, направленных на формирование социально-правовой культуры, профилактику противоправного поведения и вовлечения воспитанников в деятельность экстремистски настроенных групп

В течение

всего периода

Заместитель директора 

6.

Организация участников воспитанников в патриотических мероприятиях

В соответствии с календарем

Заместитель директора  

7.

Организация посещения воспитанниками кружков и секций по интересам

Ежегодно

 

Заместитель директора  

 8.

Привлечение воспитанников и членов их семей для участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня

Ежегодно

 

Заместители директора

 

 

5.6  Направление  «Социальное партнерство»

 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

За исполнение

1.

Заключение договоров и соглашений о социальном партнерстве и целевых договоров с заинтересованными организациями и учреждениями

В течение

всего периода

Директор, заместитель директора  

2.

Заключение договоров об организации трудоустройства воспитанников и членов их семей

В течение

всего периода

Директор, заместитель  директора  

3.

Участие организаций и предприятий в финансировании учреждения

В течение

всего периода

Директор

4.

Организация в соответствии с договорами совместных мероприятий

Ежегодно

01.09-01.06

Заместители директора

 

6. Финансовое обеспечение реализации Программы

 

Финансовое обеспечение реализации  Программы развития спланировано с учётом направлений и финансовых средств, заложенных в государственной программе Ростовской области «Развитие образования» и в плане финансово-хозяйственной деятельности Центра помощи на 2016-2018 годы, включающем бюджетное и внебюджетное финансирование.

 

Наименование показателя

 тыс. руб.

 

2016 год

2017 год

2018 год

 
 

1. Бюджетные средства

2

3

4

 

Расходы бюджета на выполнение государственного задания , в т.ч.

17819,90

 17826,40

17916,30

 

Расходы бюджета на социальную поддержку обучающихся, в том числе детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

 80,0

182,4

139,2

 

Расходы бюджета на проведение комплекса антитеррористических мероприятий в рамках реализации государственной программы Ростовской области "Обеспечение общественного порядка и противодействий преступности"

443,8

0

0

 

1. Внебюджетные средства

 2

 4

 

Увеличение стоимости нефинансовых активов переданных по договорам пожертвования

45,0

45,0

45,0

 

Итого:

17864,9

17871,4

17961,3

 

              

 

 

Наши новости

22.11.18

Фестиваль семейного творчества посвященный Дню Матери

21 ноября в нашем центре был проведен 2 этап фестиваля семейного творчества (посвященный Дню Матери).

21.11.18

С 23.11.2018 по 01.02.2019 проводится областная акция «Новый год в кругу семьи».

  
Новый год - самый теплый семейный праздник. Десять воспитанников нашего
центра хотят встретить Новый год в кругу семьи. Помогите ребенку -

20.11.18

ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ